НАЦПРОЕКТ «ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА» РАСШИРЯЕТСЯ И ОБНОВЛЯЕТСЯ

https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/news/natsproekt-proizvoditelnost-truda-rasshiryaetsya-i-obnovlyaetsya

НАЦПРОЕКТ «ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА» РАСШИРЯЕТСЯ И ОБНОВЛЯЕТСЯ

Правительство расширило национальный проект «Производительность труда». О ключевых нововведениях и их логике в интервью порталу национальныепроекты.рф рассказал директор департамента производительности труда, защиты и поощрения капиталовложений Минэкономразвития РФ Александр Молодцов.

— Александр Витальевич, почему было решено внести ряд изменений в нацпроект?

— Во-первых, сейчас появляется немало свободных ниш на рынке: какие-то иностранные компания уходят, и их места освобождаются. И если отечественное предприятие способно быстро нарастить объемы производства, то оно вполне может занять такую нишу. Во-вторых, есть проблемы в производственных цепочках. Некоторые поставщики из них просто «выпадают», и необходимо быстро компенсировать эти сегменты.

В качестве примера приведу дорожное строительство. Предприятие, осуществляющее непосредственно дорожно-строительные работы, может входить в нацпроект, как и компания, которая производит, поставляет или ремонтирует оборудование. А вот предприятие, которое, например, добывает щебень или песок, уже не может быть участником национального проекта — это уже добыча полезных ископаемых, по отрасли не подходит.

Выходит, иногда компания не соответствует критериям нацпроекта, но вовлечена в производственную цепочку. Значит, целесообразно включить в национальный проект все предприятия из этой цепочки, чтобы они работала максимально эффективно.

Нацпроект «Производительность труда» расширяется и обновляется

— Теперь такие предприятия смогут присоединиться к нацпроекту?

— Раньше у руководства нацпроекта была такая позиция: в нацпроект необходимо включать средний и крупный бизнес из базовых несырьевых отраслей, чтобы дать эффект на экономику в целом. Подразумевается, что они понесут технологии бережливого производства дальше — своим партнерам и поставщикам.

Сейчас мы делаем ряд исключений в части довольно жестких требований к участникам.

Первое — потенциал для занятия ниши на рынке, второе — включенность в производственную цепочку, третье — значимость предприятия по каким-либо социальным причинам для региона. В таких случаях власти субъекта обращаются с заявкой, обосновывают необходимость включения конкретного предприятия в нацпроект в особом порядке и берут на себя ответственность.

Требование по выручке более 400 млн рублей в год остается, но если предприятие входит в федеральный список системообразующих, то на этот фактор мы больше не смотрим. В любом случае это ответственность регионов. Если власти субъекта видят, что у них либо необходимо срочно занять свободную нишу, потому что продукция нужна, либо решить проблемы с конкретной производственной цепочкой, они обращаются на федеральный уровень.

— И сами же региональные власти должны отвечать за результаты таких проектов?

— Да, и это очень важный момент. Региональные власти берут на себя ответственность за результат — если ничего не получится, они компенсируют затраты федерального бюджета.

Инновация в том, что теперь регион, по сути, может включить в нацпроект любое предприятие, если сумеет обосновать необходимость этого. Именно регион должен показать нам прогнозируемый эффект. Есть нацпроект и его довольно жесткие критерии, а исключения мы делаем для обоснованных решений регионов.

— Вы уже понимаете, какие предприятия хотят включать в нацпроекты? Обычно речь идет об индивидуальных случаях или, возможно, предлагают целые отрасли?

— Это довольно адресная история: мы даем регионам самим решать, кого они хотят включить в нацпроект. Ведь они лучше видят, что происходит на местах.

К примеру, некоторые регионы уже планируют включить в нацпроект виноделов — в рамках процесса импортозамещения. Такие предприятия ведь не только делают вино, сначала они выращивают виноград, а это уже сельское хозяйство. Масса плюсов: прямое импортозамещение, рабочие места, нагрузка на сельхозмашиностроение. Так что, если субъект сможет обосновать, почему именно эта компания должна войти в «Производительность труда», работа пойдет.

В прошлом году у нас проходил открытый чемпионат по производительности труда в рамках программы повышения квалификации топ менеджмента «Лидеры производительности». Победила компания «Вина Кубани». Руководство сказало нам, что, по сути, они больше относятся к сельскому хозяйству, чем к производству алкоголя, и хотели бы участвовать в национальном проекте.

Другой пример: один из северных регионов поднимал вопрос о том, чтобы в национальный проект вошел их горно-обогатительный комбинат, потому что это было важно по целому ряду причин. Но такой тип предприятий по определению не подходил для «Производительности труда». Теперь же при должном обосновании мы сможем их «принять» к себе.

— В чем главная цель такого расширения?

— Это, конечно, история под импортозамещение: чтобы помочь предприятиям производить больше на том же оборудовании, без дополнительных вложений. Похожая ситуация была во время пандемии COVID-19, в результате предприятия уже получили субсидии на оборудование, закупили и смонтировали его.

Однако после прихода экспертов Федерального центра компетенций в сфере производительности труда (ФЦК) объемы производства выросли в несколько раз за короткое время.

Все дело в том, что изначально делали все очень быстро и не все продумали. А тут пришли специалисты и подсказали: этот станок лучше поставить здесь, на этот участок еще одного человека нанять, а тут лучше переставить работников. И получилось! Здесь такая же логика и, уверен, все тоже получится.

— Настоящие «волшебные помощники»! Их ведь набирали по всей стране?

— Да, потому что сами компетенции в сфере производительности труда достаточно дефицитные — на рынке мало таких экспертов. Изначально мы собрали лучших из лучших в ФЦК и дали всем возможность пользоваться их услугами.

Сейчас они работают с предприятиями по трем основным показателям: время протекания процесса, объем запасов на складах и объем выпуска продукции. Первые два, соответственно, должны сократиться, а третий — вырасти. Однако во время пандемии приоритет отдали увеличению объема выпуска — по отдельному решению занимались на предприятиях, которые производили антисептики и средства индивидуальной защиты.

— С учетом расширения нацпроектов экспертов хватит?

— Конечно. Мы ведь расширяем список адресно, однако общее число предприятий, на которых работают наши эксперты из ФЦК и РЦК, не меняется. Сегодня их 3600, а до конца 2024 года мы должны отработать по бережливому производству 6335. При этом уже есть очередь.